Главная » ПРЕСС-ЦЕНТР » Публичные выступления » Доклад директора ООО «Приор» Гумерова Р.З. на сетевом совещании «Организация инфраструктуры управления отходами. Малоотходные и ресурсосберегающие технологии. Подходы к вопросам ликвидации экологических последствий прошлых лет»

Тема: Опыт выполнения работ по ликвидации негативных экологических последствий аварийных ситуаций на объектах Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»

Добрый день, уважаемые участники сетевого совещания!

Несколько слов о компании ПРИОР, руководителем которой я являюсь. Компания ПРИОР работает на рынке сбора, транспортировки, обезвреживания и размещения промышленных отходов более 12 лет. Предприятие обладает Лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. В соответствии с вышеназванной лицензией ПРИОР имеет право на обращение с более 100 видами опасных отходов и гораздо большим числом разновидностей отходов, исходя из их свойств и классов опасности. Производственные и технологические процессы сертифицированы нами по системе международных стандартов ISO серии 14000, что подтверждается соответствующим заключением и свидетельством. Общий объем утилизированных Компанией в 2012 году промышленных отходов составляет 32 тысячи тонн. По имеющимся данным, за несколько предшествующих лет, наше предприятие является лидером по сбору и переработке промышленных отходов в Ульяновской области, а в Приволжском федеральном округе входит в число крупнейших, исходя из объёмов утилизированных промышленных отходов.

 

Аварии на ЖД транспорте, влекущие за собой негативные последствия для окружающей среды, подразделяются на несколько основных видов:

- сход вагонов транспортирующих опасные вещества;

- аварии на ЖД переездах;

- разливы опасных веществ на землях подразделений ОАО РЖД, в том числе из резервуаров.

Характерной особенностью чрезвычайных ситуаций являются значительные размеры и высокая скорость распространения загрязнений, что наносит большой ущерб окружающей среде и населению. Для минимизации последствий аварий на ЖД транспорте, с возможными последствиями в виде загрязнения окружающей среды, их локализации и обезвреживания предусматривается следующие способы:

При локализации пролива опасных нефтесодержащих веществ:

- обвалование пролива, сбор жидкой фазы отходов в приямки-ловушки;

- засыпка пролива сыпучими сорбентами;

- снижение интенсивности испарения покрытием зеркала пролива пленкой;

- разбавление пролива водой;

- введение загустителей;

При обезвреживании (нейтрализации) пролива опасных химических веществ:

- заливка нейтрализующим раствором или разбавление пролива водой с последующим введением нейтрализаторов;

- засыпка сыпучими нейтрализующими веществами или твердыми сорбентами с последующим обезвреживанием.

 

В рамках реализации вышеназванных задач в компании сформированы подразделения, в состав которых входит квалифицированный персонал оснащенный современной техникой. Весь персонал компании ПРИОР, задействованный в мероприятиях по утилизации промышленных отходов, обучен по программам безопасного обращения с отходами, охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Также в связи с тем, что персонал при выполнении работ взаимодействует с опасными веществами, на предприятии принят внутреннийСтандарт безопасности при ведении работ и охраны труда.Действие внутреннего Стандарта предъявляет дополнительные требования к обеспечению жизни и здоровья персонала при исполнении им служебных обязанностей. Численность и квалифицированный персонал подразделения, поддерживается в постоянном неизменном составе. Определён круг специализированной техники, применение которой может потребоваться для ликвидации последствий аварий по имеющимся договорам.

Парк подразделения состоит из следующей техники:

- Экскаваторы на гусеничном и пневматическом ходу;

- Бульдозеры;

- Погрузчики;

- Вакуумные машины и транспортировщики;

- Полуприцеп

– цистерны объемом до 30м3 для транспортировки жидких фракций;

- Самосвалы средней и большой грузоподъемности.

На предприятии сформирован запас средств и материалов для ликвидации аварийных ситуаций, связанных с разливом опасных веществ.

- Боновые ограждения;

- Сорбент;

- Моющие средства;

- Нейтрализующие растворы.

 

Первый договор с Ульяновским отделением Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО РЖД был подписан в 2004 году. Таким образом, компания ПРИОР работает с подразделениями Куйбышевской железной дороги уже 9 лет. Подробно остановлюсь на теме моего сегодняшнего доклада – опыте по ликвидации негативных экологических последствий аварийных ситуаций на объектах РЖД.

 

23 января 2007 года на перегоне Сарай-Гир -Филипповка произошел сход 34 вагонов грузового поезда. Из 7 сошедших цистерн произошла частичная утечка мазута, из 2 цистерн — битума. Грузы из остальных вагонов являлись нейтральными и не представляли экологической угрозы. Для ликвидации негативных для окружающей среды последствий по договору была привлечена компания ПРИОР. Ликвидация последствий аварии проходила в 2 этапа.

На первом этапе сразу после аварии были проведены следующие мероприятия:

- определены площадь нефтезагрязнённых территорий и глубина проникновения нефтепродуктов;

- выполнены подготовительные работы по созданию подъездных путей

- отсыпка песком и щебнем;

- разлив нефтепродуктов локализован;

- произведен механизированный сбор и выемка нефтеотходов с последующей отгрузкой;

- нефтезагрязненный грунт, в количестве 1140 тонн, вывезен на объект обезвреживания.

На втором этапе ликвидации негативных для окружающей среды последствий аварийного схода вагонов в мае 2007 года, были проведены работы по доочистке территории, пострадавшей от аварии. Весь объем необходимых работ выполнен за 3 месяца.

 

29 декабря 2008 г. на охраняемом переезде 613 км перегона Рузаевка - Пишля Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги допущено столкновение поезда N 5103 с автомашиной VOLVO (полуприцеп - цистерна), груженой дизельным топливом в количестве 40 тонн. В результате столкновения произошло опрокидывание автомашины полуприцепа-цистерны - при этом цистерна получила две пробоины котла.

В рамках ликвидации последствий загрязнения окружающей среды выполнены следующие мероприятия:

- оценка границ и степени загрязнения;

- срезка и вывоз на утилизацию нефтезагрязненного грунта.

В мероприятиях задействовано 12 специалистов, 11 единиц техники. Вывезено нефтезагрязненного грунта 300 т. Все работы выполнены в течении суток.

 

8 июля 2011 г. на перегоне Барыш-Патрикеево при следовании поезда на 792 км перед мостом через реку Барыш произошел сход 10-ти вагонов с последующим возгоранием.

Утром 9 июля компанией ПРИОР был локализован разлив нефтепродуктов из сошедших цистерн, быстрота реагирования значительно уменьшила площадь загрязнения окружающей природной среды. Оперативно были начаты и восстановительные работы: в первую после аварии ночь на реке Барыш были установлены боновые заграждения для локализации загрязнения водной поверхности, уже утром начаты работы по сбору и вывозу на утилизацию нефтезагрязненного грунта. Ежедневно было задействовано 12-14 единиц техники: автомобили-самосвалы, экскаватор ,вакуумные машины, автоцистерны и др. Работы по ликвидации экологических последствий аварии проводились в 2 этапа.

Первый этап завершился к 1 сентября. - Вывезено; - 386 тонн воды, загрязненной нефтепродуктами; - 80 тонн жидкого нефтешлама; - 3373 т загрязненного нефтепродуктами грунта. - Произведена валка и разделка 60 обгоревших деревьев; - С места аварии убрано более 100 штук железнодорожных шпал; - Берега реки Барыш очищены от сгоревшей растительности и обработаны сорбентом «Эколан»; - Завезено около 3 тыс. тонн чистого песка и более 2 тыс. тонн плодородной почвы.

Второй, завершающий этап, продолжался до середины ноября. Выполнены работы по рекультивации нарушенных земель на месте аварийного схода вагонов. - произведена планировка плодородного слоя почвы; - вспашка и боронирование зачищенной территории; - внесены удобрения; посеяны семена клевера и донника жёлтого; полив засеянной территории. Кроме этого, для улучшения общего состояния дна реки в месте разлива нефтепродуктов в водоем, дважды были проведены работы (с интервалом в один месяц) по механической очистке дна реки, боронование дна реки и аэрация придонных слоев.

11 ноября 2011 года работы по очистке нефтезагрязненных территорий на месте аварийного схода грузовых вагонов на перегоне Барыш-Патрикеево были завершены. По результатам устранения компанией ПРИОР экологических последствий описанных выше аварий, подразделения Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» не получали замечаний от соответствующих государственных структур, контролирующих состояние окружающей среды. В последствии к ОАО РЖД не были применены и штрафные санкции.

В заключение хочу отметить целесообразность заключения договоров на ликвидацию аварийных ситуаций подразделениями ОАО РЖД. Оперативное реагирование и локализация очага загрязнения на начальном этапе распространения, позволяет снизить вред природе и сократить затраты по возмещению ущерба, нанесённого окружающей среде.

Спасибо за внимание!